Родителям

Уважаемые родители! Предлагаем вам ознакомиться с тем, какие вредные привычки детей могут повлечь за собой проблемы произношения звуков

О.Ю. Федорова, Е.М. Чувашова, Л.А. Слободчикова

Влияние вредных привычек на возникновение произносительных расстройств у дошкольников

Изучению нарушений звуковой стороны речи посвящено немало исследований на протяжении уже более полутора столетий. Нарушения звукопроизношения являются многообразной группой по характеру и по степени выраженности речевых расстройств. В логопедии существует понятие о влиянии малых анатомических аномалий артикуляторных органов и зубочелюстного аппарата на формирование звукопроизношения. К ним относят аномалии прикуса, строения языка (макро- или микроглоссия), отсутствие некоторых зубов, укорочение подъязычной уздечки, высокий свод твердого нёба («готическое нёбо»). В связи с этим выделяются так называемые «механические дислалии». В большинстве случаев речевые патологии так или иначе связаны с врожденными или приобретенными дефектами органов речи.

Нам бы хотелось уделить внимание так называемым вредным привычкам, которые могут привести к нарушению формирования артикуляционного аппарата и, как следствие, к нарушению звукопроизношения, среди них: - привычки сосания (пальцев, губ, щек, предметов, языка); - зафиксированные неправильные функции (жевания, глотания, привычка давить языком на зубы, ротовое дыхание, неправильная артикуляция); -неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.

По данным литературы, чаще других привычек встречается сосание большого пальца руки. Эта привычка развивается в первые месяцы жизни, а также во время прорезывания зубов и иногда в более позднем возрасте. Эта привычка является следствием повышенной активности сосания и недостаточного грудного вскармливания, однако необходимо отметить, что чрезмерно длительное кормление грудью или сосание соски также может способствовать возникновению данной привычки. В зависимости от продолжительности, частоты и интенсивности привычки, способа расположения во рту возникает та или иная зубочелюстная аномалия.

Следует отметить, что при данной привычке часто возникает смещение нижней челюсти с уплощением переднего участка нижней зубной дуги, открытый прикус по вертикали и горизонтали. При сосании указательного пальца, согнутого книзу, может получиться смещение нижней челюсти вперед или в сторону, если палец вкладывается со стороны угла рта. Сосание группы пальцев часто приводит к развитию открытого прикуса, при этом язык отодвигается кзади, что затрудняет дыхание и другие функции зубочелюстной системы.

Основой другой привычки является безусловный рефлекс сосания. Эта привычка выражается в сосании или прикусывании нижней или верхней губы, языка, щек, дети кусают ногти, ручки, карандаши и другие предметы.

Привычка прикусывать нижнюю губу вызывает протрузию (выпирание из челюстной дуги) верхних резцов.

Сосание верхней губы способствует небному наклону резцов верхней челюсти и тормозит развитие переднего участка верхней зубной дуги, в результате чего развивается ложная прогения (фронтальная).

Хотелось бы обратить внимание на привычку сосать язык или прокладывать его между зубами и прикусывать – это приводит к резко выраженному открытому прикусу. При своеобразном прокладывании языка между боковыми зубами с одной или двух сторон наблюдается открытый прикус в боковых участках и нарушение разжевывания пищи.

Правильное положение головы ребенка при вскармливании играет важную роль в развитии зубочелюстной системы. Во время искусственного кормления голова ребенка часто располагается неправильно - она запрокинута. Поэтому у таких детей задерживается рост нижней челюсти, формируется дистальная окклюзия (несоответствие размеров верхней и нижней челюсти). Способствуют образованию зубочелюстных аномалий форма и размер соски. Длинная круглая соска изменяет положение языка, нарушает мышечное равновесие между жевательной мускулатурой и мышцами языка.

Известно, что в норме при привычной физической нагрузке вдыхаемый и выдыхаемый воздух проходит через полость носа. Нарушение носового дыхания приводит к развитию значительного количества зубочелюстных аномалий. Имеются данные, что зубочелюстные аномалии сочетаются с хроническими заболеваниями носа и глотки у 34% детей, тогда как у детей с нормальным прикусом эти заболевания встречаются лишь в 6% (А.А.Погодина). Имеются сведения (Ф.Я. Хорошилкина, Р. Френкель, Л.М. Демнер и др.) о том, что искривление носовой перегородки, гипертрофия нижних носовых раковин, увеличенные аденоиды (48,5%) на задней стенке глотки и небноглоточные миндалины (44%), а также другие хронические заболевания верхних дыхательных путей (60%) являются механически¬ми препятствиями для носового дыхания. Однако многие дети (до 39%) с зубочелюстными аномалиями дышат через рот при свободной проходимости носовых путей.

Ротовое дыхание может быть обусловлено тремя причинами: – пониженной функцией мышц, замыкающих ротовую полость спереди и сзади, что позволяет струе воздуха проходить через имеющуюся щель (язык при этом располагается между зубами); – наличием препятствия в верхних дыхательных путях (аденоиды, воспаление слизистой оболочки, искривление носовой перегородки, полипы и др.); – привычкой дышать через рот, остающейся нередко после устранения механических препятствий.

Механизм развития зубочелюстных аномалий при ротовом дыхании объясняется по-разному. Наиболее существенно при этом следующее. Ротовое дыхание приводит к нарушению деятельности мимических мышц, круговой мышцы рта, языка. Сниженный тонус круговой мышцы рта способствует выдвижению фронтального участка верхней зубной дуги вперед. Увеличение тонуса мышц, опускающих нижнюю челюсть (они же смещают ее назад), вытягивание вперед слегка приподнятой головы, способствуют смещению нижней челюсти назад.

Одна из особенностей вредных привычек заключается в их непроизвольности, что делает сложным их искоренение. Факторы убеждения в этом случае не всегда эффективны. Второй особенностью является необходимость принятия конкретных и специальных мер против каждой из вредных привычек, поскольку нет каких-либо универсальных способов их устранения.

Третья особенность - отсутствие знаний о последствиях дурных привычек у многих людей, что позволяет длительное время сохранять их.

Устранение каждой из вредных привычек требует внимательного отношения, а во многих случаях длительного времени и терпения, как от родителей, так и от воспитателей, логопедов и др.

Таким образом, на наш взгляд не вызывает сомнения важность и необходимость проведения разъяснительной работы среди педагогических работников и родителей, касающейся профилактики вредных привычек у детей. Своевременное вмешательство позволит снизить риск возникновения звукопроизносительных расстройств.



Уважаемые родители! Предлагаем вам познакомиться с показателями психического и физического развития детей раннего возраста. Они помогут вам определить степень развития вашего малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.


НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Закономерности довербального и раннего вербального развития 

Возраст Стадии развития
От рождения до 8 недель Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие, в основном, соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок.
От 8 до 20 недель (2-5 мес.) Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С трех месяцев развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 недель – улыбка при общении. С 15-16 нед. – смех при общении.
От 16-20 до 30 недель (4-7,5 мес.) Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5-6 мес. произнесение первых слогов (сочетание губных и язычных согласных с гласными)
От 20-30 до 48 недель (5-12 мес.) «Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».
9-18 месяцев Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения.


Оценка понимания речи 

Возраст Основные показатели
3-6 мес. Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
6-10 мес. Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя.).
10-12 мес. Понимает названия отдельных предметов.
12-14 мес. Узнает отдельные предметы на картинках.
15-18 мес. Показывает отдельные предметы на сюжетных картинках.
20-24 мес. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа «Покажи, кто сидит, кто спит»; выполняет двухступенчатую инструкцию «Пойди в кухню и принеси чашку», понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации «На чём ты сидишь?».
2,5-3 года Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, затем без нее)
3-4 года Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации.
4-5 лет Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.


Возрастные особенности развития общей моторики 

Возраст Навыки поведения
3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.), поднимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.), садится (6 мес.).
6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на коленки (8 мес.), встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.)
1-2 года Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда.
2-3 года Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.
3-4 года Бросает мяч через голову, хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или иную ногу. Прыгает на одной ноге, уверенно стоит на одной ноге, сохраняет равновесие при качании на качелях.
4-5 лет Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной и другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.
5-6 лет Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, затем без нееХорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей).


Возрастные особенности развития тонкой моторики рук 

Возраст Навыки поведения
1-2 года Держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от двух до шести кубиков.
2-3 года Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.
3-4 года Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из девяти кубиков.
4-5 лет Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из девяти кубиков. Складывает бумагу более чем один раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от двух до трех частей), шнурует ботинки.


Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации 

Возраст Навыки поведения
3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 мес. Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1-2 года Чертит штрихи и каракули. Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.
2-3 года Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
3-4 года Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.
4-5 лет Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от двух до трех частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дополняет три части в незавершенную картину.
5-6 лет Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и цифры. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образу.


Источник:
Е.М. Мастюкова Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст.-М.:Классик Стиль, 2003. -320 с.


Приглашаем Вас на мастер-классы, подготовленные педагогами нашего центра.