Сурдопедагог.

Занятия с сурдопедагогом в ЮВАО, в Центре развития ребенка РОСТОК.

Занятия с сурдопедагогом проводятся в Центре развития ребенка РОСТОК в Марьино.

Сурдопедагог проводит занятия с детьми с нарушенным слухом, проводит обследование уровня слухо-речевого развития ребенка, проводит мастер-классы и консультации для родителей детей с нарушенным слухом, комплексные занятия по развитию слухового, зрительного, тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности, развитию двигательной сферы.

В Центре развития ребенка РОСТОК в Марьино осуществляется психолого-педагогическая реабилитация детей со слуховыми аппаратами и с кохлеарными имплантамиСурдопедагог проводит занятия с детьми, которые направлены на то, чтобы обучить ребенка использовать новые слуховые возможности для расширения представлений об окружающем мире и развития у него устной речи, что дает возможность интеграции в общество слышащих сверстников.

Сурдопедагог проводит адаптацию слухового восприятия ребенка к восприятию окружающих звуков в слуховом аппарате.

Сурдопедагог Центра развития ребенка РОСТОК в Марьино использует современные технологии, приемы и средства обучения, сохраняет конфиденциальность посетителей.

Сурдопедагог или сурдолог?

В настоящее время мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители детей с нарушенным слухом для проведения занятий по развитию слуха и речи ищут специалиста- сурдолога, а не сурдопедагога.
С чем связана эта путаница? Чаще всего это связано с незнанием родителей специфики работы сурдолога и сурдопедагога. Стоить признать, что, кроме схожести в названии специальностей, есть ещё немаловажный факт, который сближает этих специалистов - помощь в реабилитации людям с нарушенным слухом. Но, несмотря на это, направления деятельности этих специалистов разные.

Давайте разберёмся, чем же занимается сурдолог, а чем - сурдопедагог.

Сурдолог- это врач, занимающийся диагностикой и лечением нарушений слуха, подбором и настройкой слухового аппарата \ процессора кохлеарного имплантанта. То есть в своей работе врач -сурдолог использует медицинские и технические методы реабилитации.

А психолого-педагогические методы реабилитации использует в своей работе сурдопедагог. Таким образом, сурдопедагог - специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными и стволомозговыми имплантантами.

Что в себя включает работа сурдопедагога?

Работа сурдопедагога включает следующие направления деятельности:

  • развитие слуха у слабослышащих и глухих детей;
  • помощь в прохождении процесса адаптации и развитие новых слуховых возможностей у детей \ взрослых после кохлеарной\ стволомозговой имплантации;
  • развитие речи детей с нарушением слуха;
  • развитие высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и т.д.)
  • формирование произносительных навыков (работа над голосом, дыханием, интонацией, постановка и автоматизация звуков);
  • коррекция неправильного произношения.

 

В нашем центре готовы оказать квалифицированную сурдопедагогическую помощь детям с нарушением слуха, а также детям и взрослым после кохлеарной \ стволомозговой имплантации:

  • проведение консультаций для родителей по вопросам воспитания, развития ребёнка;
  • проведение диагностики высших психических функций у ребёнка;
  • проведение логопедической диагностики;
  • составление индивидуальной коррекционной программы для ребёнка;
  • проведение индивидуальный коррекционно-развивающих занятий с детьми;
  • проведение слухоречевой реабилитации \ абилитации детей и в взрослых после кохлеарной \ стволомозговой имплантации.

 

Почему после слухопротезирования и кохлеарной имплантации  необходима помощь сурдопедагога?

Появление в семье ребёнка это долгожданное событие для всех родителей. Многие родители ещё до рождения ребёнка строят планы, мечтают. Но  иногда бывают  случаи, когда  в семье появляется особенный ребёнок, в нашем случае с нарушение слуха.  Как только выявили нарушение слуха, ребёнка направляют к врачу-сурдологу, который назначает лечение и в случае неэффективности медицинской терапии, проводит слухопротезирование или направляет на кохлеарную  имплантацию.  Кроме посещения врача-сурдолога родителям уже на этом этапе необходима помощь сурдопедагога, который научит правильно общаться, покажет как правильно заниматься с ребёнком не только по развитию слуха, речи, но и  развитию всех сторон личности.

Стоит сказать, что  после того как ребёнок начал носить слуховые аппараты или подключили  процессор кохлеарного имплантанта, некоторые  родители полагают, что слух и речь теперь будут развиваться дальше если не самостоятельно, то с незначительной помощью логопеда, сурдопедагога.  Однако это далеко не так. Несмотря на то, что современный слуховые аппараты и кохлеарные имплантанты  позволяют компенсировать большие потери слуха, ребёнок нуждается в интенсивной коррекционной помощи.

Это связано с тем, что развитие слуха у нормально слышащих детей происходит в первые два года жизни. Уже начиная с первых недель жизни ребёнок начинает изучать мир с помощью слуха: реагирует на громкие звуки, на голоса, учится определять источник звука, характеристики звука (длительность, громкость, количество звуковых сигналов); учится определять интонацию. Уже начиная со второго полугодья  жизни у ребёнка начинает развиваться более сложные процессы - развитие фонематического (речевого) слуха , в дальнейшем он только совершенствуется. И именно в первые два года мозг учится правильно воспринимать, анализировать слуховые ощущения, в том числе и речь.

Кроме развития непосредственно  слуха идёт параллельно развитие связей с другими системами (зрительной, тактильной, двигательной).

Например, если мы услышим слово кошка (киса) мы можем представить как она выглядит, какая мягкая шёрстка у ней, мы знаем какие движения речевыми органами необходимо сделать, чтобы назвать слово "кошка".

Запомните, мы слышим  и понимаем - не ухом, а мозгом. То, что в первые два года развивается быстрыми темпами, в последующем развивается с большими трудностями, так как силы организма  "перебрасываются" на развитие других более сложных функций.

Наши дети, с нарушенным слухом,  часто упускают  большую часть этого драгоценного периода, и их мозг не тренируется,  не накапливает слуховой опыт. Поэтому, как только у  ребёнка определи нарушение слуха, необходима квалифицированная  систематическая помощь сурдопедагога.  У детей  с нарушениями слуха отмечаются сложности в восприятии материала: не всегда слышат безударные слоги, окончания, приставки, предлоги, интонационную окраску речи, часто путают звуки, близкие по звучанию. Всё это отразится и на самостоятельной речи ребёнка.

Именно сурдопедагог поможет вам  и вашему ребёнку открыть мир звуков: научит выделять из потока звуки, определять характеристики звуковых сигналов, различать и не путать звуки, слова. Поможет накопить тот слуховой "архив" (звуки, слова, фразы), который необходим для понимания речи, а следовательно, и для развития речи как таковой.  Научит ребёнка правильно воспринимать и употреблять в речи  слова в соответствии с их родом и падежом, правильно согласовывать слова в предложении и употреблять предлоги и т.д. Это очень долгий и трудоёмкий труд, который требует усилий  сурдопедагога, родителя и в первую очередь  ребёнка.

Желательно посещать занятия сурдопедагога не реже 3 раз в неделю. В остальное время близкие ребёнка занимаются с ним самостоятельно, следуя рекомендациям сурдопедагога.

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушением слуха (0-2 года)

Ребёнка необходимо своевременно обследовать у врача-сурдолога, который на основе результатов подберёт аппарат и режим его работы.

Детей младенческого возраста целесообразно протезировать аппаратами заушного типа с 4-Х МЕСЯЧНОГО возраста на оба уха. Это предотвращает задержку речевого развития, улучшает разборчивость речи и позволяет ребёнку ориентироваться в пространстве.

С момента выбора режима работы аппарата приучайте малыша к нему постепенно, начиная с 10 минут по несколько раз в день. Через неделю он может носить его целый день (после умывания и до вечернего сна). Используйте чепчик, шапку для защиты аппарата. Во время купания снимайте. На прогулке пусть ребёнок слушает звуки окружающего мира; комнате - окружающие звуки (телефон, пылесос, стук дверей).

Важно, чтобы в индивидуальном слуховом аппарате ребенок слышал голос на расстоянии не менее 1,5-2м., а в дальнейшем мог узнавать речевые единицы не менее чем на 1м.

Стимулируйте психическое развитие детей:

- Натяните над кроваткой эластичную ленту, повесьте звучащие игрушки и предметы в пределах досягаемости рук ребёнка, вкладывайте игрушки в его руку.

- Когда ребёнок начнёт ползать, расставьте и развесьте такие игрушки вокруг ребёнка. Важно, чтобы малыш обнаруживая их, понимал, что он сам создаёт шум этими игрушками. Имитируйте эти звуки, побуждайте ребёнка имитировать их, но не в то время когда звучит игрушка, а после.

- Голос взрослого – самый важный источник звука. Это первейшее средство слуховой тренировки, образец для подражания. Говорить нужно неторопливо, отчётливо, без утрированного произнесения отдельных звуков и слогов, естественно, с различными интонациями, без крика. Говорите в ушко, лицом к лицу, удаляйтесь и приближайтесь. Используйте мимику и жесты.

- Важно поощрять все попытки ребёнка сопроводить свои действия голосом (повторяйте за ребёнком – ба-ба-ба, ответьте – аба-ба), побуждайте его повторить, напевайте ему эти слоги приятным голосом, улыбайтесь, прикасайтесь к малышу, возьмите на руки.

Первый год – решающий в развитии слуха, поэтому важно постоянно разговаривать с ребёнком, комментировать вслух все ваши действия и действия малыша. Важно не терять ни одного дня, говорить, используя любую бытовую ситуацию, любую минуту. «Прикрепите» к ситуациям по 2-4 слова (при умывании: вода, руки, мыло и т.д.; при кормлении: ам-ам, каша, молоко и т.д.).

- Важно говорить и тогда, когда ребёнок не смотрит на вас. Затем повторить то же, когда малыш смотрит вам в лицо, чтобы он видел движение губ и вновь повторить, чтобы ребёнок воспринимал слова только на слух, не видя лица. Например, малыш держит рубашку, рассматривает её – говорите ему на ушко: это рубашка, наденем рубашку. Возьмите её, поднесите к своему лицу и повторите эти фразы.

- Если нет аппарата, общайтесь, говоря «на ухо», стоя чуть сбоку и сзади, ваши губы на расстоянии 10-20 см от его лучше слышащего уха. Говорить нужно громко, но не кричать.

- Важно начинать говорить, когда приближаетесь к малышу («Миша, мама идёт») и брать ребёнка ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, как он на вас посмотрит. Необходимо чаще брать ребенка на руки. В этом случае не только улучшается контакт с малышом, но и происходит его более интенсивное знакомство с окружающим миром, в том числе и со звуками, которые ребенок может воспринимать не только на слух, но и тактильно-кинестетически- через тело матери.

- Все действия сопровождайте речью.

- Предоставьте малышу возможность слушать музыку и в записи и живую. Выбирайте приятную для ребёнка музыку, наблюдайте за его реакцией.

- Взрослому важно знать, что в первом полугодии жизни ребенок нуждается в доброжелательном внимании взрослого. Основным средством общения с окружающими людьми служат выразительные (экспрессивно-мимические) движения.

- Для облегчения условий восприятия речи взрослого, ребенку необходимо видеть его артикуляцию. Предпочтительно, чтобы ребенок располагался напротив или сбоку от взрослого (со стороны лучше слышащего уха).

- Обращаясь к ребенку, взрослому необходимо говорить голосом повышенной громкости, делать паузы и остановки, помогающие ребёнку понять смысл обращенной фразы. Целесообразно использование «смысловых акцентов» - усиление силы голоса при произнесении слов, на которые взрослый обращает внимание ребенка. При этом необходимо использовать дополнительную опору на кинестетический анализатор.

- Занятия проводятся в период максимальной активности ребенка – в утренние часы, спустя 1 час после завтрака или после дневного сна. Продолжительность занятия для ребенка раннего возраста не превышает 15 – 20 минут.

Во втором полугодии жизни перед родителями ставится задача развернуть новый вид деятельности ребенка: на фоне активных предметных манипуляций, побуждать ребенка к сотрудничеству. Эта форма общения для малышей с нарушенным слухом является основной как на первом, так и на втором и частично третьем году жизни.

- Для неслышащего ребенка важно не только максимальное внимание, но и значительно большее время на занятия с ним, на постоянное сотрудничество, поддерживание его первых манипуляций, естественной мимики (лица), развитие выразительных жестов. Это основа, база, на которой развиваются довербальные (доречевые) реакции и появляется речь.

- Особое значение для неслышащего ребенка приобретают занятия по развитию движений, они направлены не только на физическое развитие и закаливание ребенка, но и на обучение подражанию различным движениям. Это важно ещё и потому, что именно на подражании основано формирование речи и, в первую очередь, ее произносительной стороны.

- Важно предоставить младенцу первого года жизни обилие разнообразных внешних впечатлений, развивать его внимание к свойствам предметов. В этом возрасте у ребенка необходимо развивать хватательные движения, учить схватывать игрушки разной величины, формы. Малыш уже способен научиться следить за перемещающимися игрушками, находящимися в поле зрения. Начиная с 9-10 месяцев можно знакомить детей с формой, величиной и цветом отдельных предметов. Эти упражнения проводятся ежедневно в каждый период бодрствования малыша.

- По достижению ребенком 1 года его можно учить группировать однородные (а позже и разнородные) предметы по форме, величине и цвету, собирать разнообразные пирамидки, строить из кубиков или конструктора башенки, дорожки, домики, машины, ворота, размещать вкладыши разной величины и формы, подбирать крышки к коробкам разной величины и формы и т.д.

В этом возрасте важно научить ребёнка выполнять множество разнообразных движений: притягивать к себе за веревочку воздушный шар, машину, возить за ручку игрушку-каталку, придвигать к себе палочкой удаленный предмет, вставать на стул, чтобы достать лежащую высоко игрушку. Особое внимание уделяется развитию игровых действий. Малыша учат катать игрушки в машинке, кормить кукол, мыть, укладывать их спать, водить за "ручку". На третьем году жизни с игрушками разыгрываются небольшие сюжеты.

- Если с первых дней жизни знакомить ребенка с разнообразными музыкальными звучаниями, это расширит его представления о звуках окружающего мира, будет развивать его слуховое восприятие и голосовые реакции. Уже в первом полугодии жизни внимание малыша можно привлекать к музыкальным звучаниям. Взрослый может петь ребёнку, предложить разнообразные музыкальные или озвученные игрушки, по возможности, исполнить мелодии на каком-либо музыкальном инструменте. При этом важно держать ребенка на руках и двигаться с ним в ритме разнообразных мелодий. Движения передают ребенку характер музыки. В дальнейшем можно предложить «музыка» как в исполнении взрослого, так и в записи, по радио, телевизору.

- При этом хорошо побуждать малыша двигаться под музыку. 1,5-2 летнего ребенка можно учить выполнять простые движения под музыку, различать характер звучаний, например: музыку народную и плясовую, тихую спокойную (колыбельную) и громкую плясовую, медленную и быструю. Характер звучания взрослый может передать голосом или движением в зависимости от двигательных возможностей ребенка.

- В процессе общения с не слышащим ребенком взрослый повторяет каждое слово (фразу), как правило, не менее трех раз. При этом многократное произнесение одного и того же слова не должно превращаться в бессмысленное и навязчивое повторение, оно должно быть мотивационно оправдано для ребенка. Речь должна быть связана либо с деятельностью ребенка, либо с деятельностью взрослого, так или иначе воздействующего на малыша. Например, во время игры с паровозиком, малыш везет игрушку, взрослый в это время, показывая на паровозик, произносит "У..", то в лицо малышу, то в аппарат (или на ухо).

- Важно поддерживать всякую попытку малыша повторить за взрослым, самостоятельно назвать предмет. При этом можно попросить ребенка что-то сказать, но нельзя настаивать. В первоначальный период игры с малышом взрослый все время говорит не только за себя, но и за ребенка, за игрушку и т.д. Постепенно малыш начинает проговаривать слова вместе с ним и самостоятельно.

- Большое внимание на третьем году жизни обращается на формирование самостоятельной инициативной речи ребенка. Необходимо создать такие условия, при которых ребенок должен сам обратиться с той или иной просьбой, вопросом или сообщением, а не повторять за мамой слово, фразу, как это было на втором году жизни. Побуждайте малыша целенаправленно задавать вопросы.

- В игровой форме взрослый знакомит ребенка со звукоподражательными названиями игрушек и животных, с лепетными и полными словами, обозначающими наиболее часто встречающиеся предметы, действия и явления.

- Взрослый должен помнить, что усвоение структуры слова и грамматического строя речи - процесс длительный и сложный даже для слышащего ребенка.

- Остатки слуха есть не только у слабослышащих, но даже и у глухих детей. Развитие и использование остаточного слуха играет значительную роль в психическом развитии ребенка с нарушенным слухом. Чем раньше ребенок попадает в мир звуков, тем более естественным путем идет процесс формирования его познавательной деятельности. Взрослые должны понимать, что развитие слуховой функции напрямую зависит от того, в каком возрасте начата эта работа: в первом или втором полугодии жизни, на втором году жизни или позже.

- Необходимо отобрать из речевого потока, речевого шума, в котором живут дети, пользующиеся слуховыми аппаратами, отдельные слова, звучание которых дети учатся слушать. Эти слова должны быть интересными и значимыми для ребёнка, но при этом легкими для устного воспроизведения. Необходимо вести «слуховые словари», куда заносится любое слово, фраза, текст, прослушиваемые на занятиях.

- Чтобы сформировать слухо-речевые связи, необходимо воспитывать у детей умение сразу после прослушивания реагировать голосом, речевой реакцией на любой речевой сигнал, стимулируя повторение сказанного. Эта работа строится по принципу: услышал – повторил – обнаружил свое понимание услышанного и сказанного.

- Важно продолжить и специальную работу по развитию неречевого слуха. Ребенка учат различать различные по характеру звучания: быстрые и медленные, низкие и высокие, плясовую и колыбельную песни. При этом используются совместные с малышом движения и игрушки.

- Для того чтобы дети как можно раньше начинали ориентироваться на слуховое восприятие речи в быту, в практической деятельности, нужно раньше и чаще давать им новые слова через слуховое восприятие (слабослышащим детям – на втором году обучения, глухим – на третьем – четвертом году обучения). У детей не должно возникать страха перед произнесением новых, не существующих в их словаре слов. Задача взрослого – создавать условия, благоприятствующие развитию речевого слуха, но не форсирующие его.

- Важно проводить работу по развитию неречевого слуха, в ходе которой ребенка учат адекватно реагировать на звуки окружающего мира (например, звонок в дверь, удар упавшего предмета, гудки и сигналы транспорта и т.д.), выбирать одну из 2-3 звучащих игрушек.

- Необходимо проводить и специальные занятия по определению направления звука, различению темпа и высоты звучаний. Основным методическим приемом при проведении этой работы является соотнесение звучаний с определенным предметом. Конкретное звучание связывается с той или иной игрушкой, например: звук барабана всегда сопровождается появлением зайки, звук гармошки - появлением куклы и т.д. Ребенок должен выбрать соответствующую звучанию игрушку.

- Для того чтобы научить ребенка прислушиваться ко все более и более тихим звукам, ведется специальная работа по выработке у малыша условной двигательной реакции на звук, например: услышал звучание голоса - снял одно кольцо со стержня пирамидки и т.п. Такая работа начинается по достижении ребенком возраста 1,5 – 2-х лет.

- Эффективным приемом развития речи маленьких детей является рассказывание, к которому можно обращаться уже в 1,5-2 года. Не беда, что малыш еще практически не владеет речью. Взрослый с помощью игрушек, естественных жестов, выразительной мимики лица инсценирует ту или иную понятную для ребенка ситуацию, случившуюся с малышом или близкую ему по жизненному опыту. При этом основная задача состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка, вызвать эмоциональный отклик, сопереживание героям.

- Для того чтобы качество его произношения постепенно приближалось к нормальному звучанию, взрослый постоянно дает образец правильного звучания слова и побуждает ребенка произнести его более точно. Вначале он хвалит ребенка за любую попытку что-либо сказать, а затем - за наиболее правильный вариант произнесения.

- Успешному овладению произношением слов способствует специальные упражнения. В первую очередь важно научить ребенка подражать. Так взрослый учит малыша играть с игрушками, подражая различным действиям: кормить куклу, причесывать ее, возить за веревочку машину и т.п. Эти сюжетные действия способствуют развитию как движений ребенка, так и его подражательных возможностей. Но все эти упражнения еще не связаны напрямую с формированием произносительного навыка.

Для того, чтобы движения могли способствовать произнесению того или иного звука, малыш должен уметь одновременно со взрослыми точно воспроизводить темп, характер, динамику движения. Это достигается не сразу. В то же время необходимо как можно скорее вызвать у ребенка какие-либо произвольные голосовые реакции, чтобы малыш сам себя, наконец услышал, начал "играть" своим голосом. Важно вызвать это «самоподражание» у ребёнка, с этой целью можно использовать различные игры, интересные ребенку. Например: катать мяч и произносить протяжно «а-а-а-а-а»; бросать его и произносить «па!»; стучать мячом о пол и произносить «па-па-па» и т.д.

- Постепенно можно включать и движения речевой ритмики, т.е. упражнения, в которых произнесение того или иного речевого материала (звука, слога, слова, фразы) сочетается с движениями. Характер движений определяется характером произносимого материала.

Появившиеся в ходе специальных упражнений звуки закрепляются на материале произнесения слогов, лепетных и самых простых полных слов и фраз.

- Для работы над произношением подбираются слова, словосочетания и фразы хорошо знакомые ребёнку, являющиеся актуальными для его общения и отвечающие определенным фонетическим требованиям.

- Большую помощь в организации развитии речи у глухого ребенка оказывает письменная речь. Ребенок даже с незначительным снижением слуха нуждается в дополнительной опоре, в качестве которой взрослый должен использоватьписьменную речь. Она дает возможность не слышащему ребенку, вне зависимости от состояния его слуха и произносительных навыков, полноценно воспринимать (чтение) и воспроизводить (письмо печатными буквами - с 3-4 лет) речь. Именно поэтому рано - с 1,5 - 2 лет – нужно начинать обучать грамоте. Широкое использование письменной речи позволяет обогатить словарный состав речи ребенка. Эта методика позволяет к 4-4,5 годам научить ребенка читать и писать печатными буквами.

- Большую подмогу в овладении речью слабослышащим и глухим детям оказывает дактильная речь. Дактильная речь – могучее средство обучения глухих, средство, которое позволяет во много раз повысить объем словаря и качество усвоения речи, а также уровень общего развития глухих. Кроме этого, дактильная речь является средством предупреждения нежелательного и интенсивного развития у неграмотных глухих мимической речи вместо словесной. Дактильный знак не только легче воспринимать, но и значительно легче воспроизвести, чем звук. Даже дети двух с половиной лет могут овладеть дактильной азбукой. Трехлетние малыши усваивают ее в 15 – 30 дней. И это очень важно, потому что таким образом можно обратиться к ребенку с помощью слова, назвать, как слышащему, любой предмет, т.е. делать это, не только произнося слово устно, но и “произнося” его пальцами. При этом ребенок точно воспринимает буквенный состав и грамматическую форму каждого слова. Так начинается обучение его речи в общении.

- Но взрослый должен понимать, что дактильная форма – это лишь вспомогательное средство для усвоения словесной речи. Дактильная речь используется в обучении, чтобы ускорить развитие словесной речи и ограничить развитие мимики.

Упражнения по развитию слухового восприятия, которые могут быть использованы родителями при самостоятельных занятиях

Упражнения по развитию правильного речевого дыхания