Журнал Логопедия 2007. – № 1(15). с.28-29

Артемова Е.Э.

Использование музыкальных упражнений в структуре логопедических занятий с неговорящими детьми

О значении музыки для развития ребенка сказано и написано немало. Проведение музыкально-развивающих занятий в общей системе работы с дошкольниками становится особо актуальным, если речь идет о детях, имеющих отклонения в развитии.

Многие дети, поступающие в коррекционные дошкольные учреждения, обнаруживают низкую потребность в речевом общении, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. С учетом этих особенностей, одной из основных задач является установление с детьми эмоционального личностного контакта, формирование интереса к занятиям, к речевой деятельности, так как, наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно.

Известно, что при нарушенном речевом развитии ребенок проходит через те же этапы, что и в онтогенезе. Именно в доречевом периоде развития ребенка происходит координация слуховых и речедвигательных образов, поэтому в это время дети наиболее восприимчивы к эмоциональной, а не содержательной стороне речи. Выразительность музыки во многом подобна выразительности речи. Через музыку можно дать ребенку понятие о силе и высоте голоса, о паузах, акцентах. Включение музыкальных упражнений в структуру логопедического занятия позволяет повысить мотивацию, интерес ребенка, воздействует на его эмоциональную сферу.

Идеально, если логопед сам владеет музыкальным инструментом, в ином случае возможно использование фонограмм, записей музыки различных жанров и стилей. Совершенно не нужно замыкаться только на детских песнях. Напротив, использование классических произведений: маршей, вальсов, полек и др. позволит расширить гамму воспринимаемых ребенком звуковых и ритмических рисунков.

Многие исследователи отмечают, что у детей с тяжелым нарушением речи часто наблюдаются аутистические черты поведения – боязнь всего нового, негативизм, агрессия, отказ от визуального контакта и т.п., и, зачастую, именно это обстоятельство существенно затрудняет процесс логопедического воздействия. Создание вокруг ребенка музыкальной (звучащей) среды позволяет сделать менее болезненным процесс привыкания к занятиям, к педагогу, к новой окружающей обстановке.

Например, Арсентий З. на первом занятии никак не хотел идти на контакт, проявлял резкий негативизм. Все попытки привлечь его к совместной деятельности оказывались неудачными. Однако звуки вальса (П.И. Чайковский, вальс из балета «Спящая красавица») произвели на ребенка неизгладимое впечатление. Он как будто бы очнулся, увидел педагогов и в его глазах появился пока слабый, но все-таки интерес. В дальнейшем мы использовали этот вальс как стимул – когда мальчик выполнял запланированные задания, он подходил к синтезатору и показывал жестом, что нужно включить музыку.

Разнообразные музыкальные упражнения можно использовать на первоначальном этапе работы с неговорящим ребенком, когда традиционно проводится работа по развитию понимания речи и активизации словаря за счет ввода звукоподражаний. Активное использование музыкального сопровождения позволяет превратить учебные занятия в увлекательную интересную игру. Можно просто изображать голоса различных животных, а можно сопровождать это пропеванием четверостиший под несложную мелодию, например:

К нам пришла собачка, добрая собачка.

С детками играет, очень громко лает.

Ав-ав, ав-ав, очень громко лает.

Ав-ав, ав-ав, очень громко лает.

Ребенок имитирует мелодический рисунок, появляются вокализы, затем новые звуки, лепетные слоги. Педагог использует те песни, в которых есть многократно повторяющиеся слоги (ля-ля-ля, та-та-та, да и др.), периодически делая паузы, стимулируя ребенка самостоятельно продолжать пение.

Другим возможным вариантом использования музыкальных упражнений являются музыкально-ритмические упражнения, позволяющие решать одновременно целый ряд задач:

  • формирование умения выполнять простые инструкции;
  • развитие слухового внимания;
  • развитие чувства ритма;
  • выработка координации движения и речи.

Музыкально-ритмические упражнения – это не просто движение под музыку. Выполнение простых инструкций организует ребенка, развивает его внимание, а музыкальное сопровождение позволяет заинтересовать и стимулирует появление новых звукоподражаний – дети с удовольствием пытаются подпевать знакомым мелодиям.

Благотворно влияет на ребенка игра на музыкальных инструментах: губной гармошке, металлофоне, маракасах и т.п.

Таким образом, обобщая вышесказанное, хочется подчеркнуть необходимость дальнейших исследований, направленных на более тщательное изучение эффективности использования музыкальной среды в коррекционно-логопедической работе. На наш взгляд использование разнообразных музыкальных упражнений в работе с неговорящими детьми позволит обеспечить личностно ориентированный, дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений и существенно повысить эффективность коррекционной работы.


Литература

1.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Музыкальное воспитание: Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин и др. – СПб., 2001.

2. Музыка и танцы в коррекции нарушений развития у детей / Материалы семинара. Центр лечебной педагогики. – М.: 2000. – 140 с.

3.Петрова В.А. Музыка – малышам / В.А. Петрова. – М.: 2001. – 86 с.

4.Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – М.: Просвещение. М., 1998. – 223 с.

5.Рокитянская Т.А. Воспитание звуками/Т.А. Рокитянская. – Ярославль.: 2002. – 128 с.