Филичева Т.Б.

Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста

Монография.– М.,2000. – 314 с.

Введение.

В настоящее время разрабатываются основополагающие принципы реформы общеобразовательной школы. Основная цель реформирования современной школы - повышение качества обучения. Это предполагает и повышение требований к подготовке детей к обучению в школе.

В связи с этим особую актуальность приобретает выявление симптомов, препятствующих их полноценной подготовке к обучению в общеобразовательной школе. Одним из таких симптомов является низкий, не соответствующий возрастной норме, уровень речевого развития детей.

Как известно, ведущим направлением совершенствования процесса обучения речи является коммуникативный подход, в ходе которого происходит формирование умений, необходимых в жизненной речевой практике (Т.А.Ладыженская, А.А.Леонтьев, М.Р.Львов, М.С.Соловейчик, Ф.А.Сохин, Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, Е.А.Флерина, В.И.Яшина и др.).

В работах Т.В.Ахутиной, Л. С. Выготского, Н.И.Жинкина, И.А.Зимней, А.Р.Лурии, С..Л.Рубинштейна, А.М.Шахнаровича и др. освещены структура речевой деятельности и механизмы порождения речи.

В специальной отечественной и зарубежной литературе неоднократно отмечается, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы в речевом развитии (Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, М.Е.Хватцев, Е.Ф.Рау, Г.В.Чиркина, Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, Г.А. Каше, С.Н.Шаховская, Б.М.Гриншпун, В. К. Воробьева, Н.С.Жукова, М.Ф.Фомичева, Р.А.Давид-Белова, К.П.Беккер, З.Ремлер, М.Зееман, К. и В.Штерн, и др.).

Особенно настораживает тот факт, что подобные отклонения отмечаются и у младших школьников, речевое недоразвитие которых не позволяет им в дальнейшем в полном объеме усваивать программу общеобразовательной школы. Р.Е.Левиной, Н.А.Никашиной, Л.Ф. Спировой и др. доказано, что 25-30% учащихся с недостатками речи испытывают трудности в овладении чтением и письмом. Они часто не имеют необходимого запаса "практических языковых наблюдений, которые формируются у каждого нормального ребенка на протяжении дошкольного периода и впоследствии помогают в сложной познавательной работе, связанной с освоением грамоты и письма" (Р.Е.Левина). Существующая прямая зависимость между нарушениями письма и чтения и недоразвитием речи была прослежена и подтверждена на материале других языков (А.С.Винокур - украинский, З.Габашвили -грузинский, А.Микульските, У.Унчурис. - литовский, К.Карлеп - эстонский, Р.Аязбекова - казахский, В.Бондаренко - молдавский и т.д.), а также в исследованиях ряда зарубежных авторов (Р.Беккер.З.Ремлер, И.Котова и др.).

Опираясь на положение о том, что каждая фаза умственного развития ребенка формируется в непосредственной связи и зависимости от предыдущей, Л.С.Выготский выдвинул положение о том, что при определенных благоприятных педагогических условиях возможно предупредить появление вторичных проявлений недоразвития высших психических функций.

Анализ сложной структуры речевого дефекта, такого как общее недоразвитие речи, проводимый с этих позиций, дает возможность не только констатировать наличие вторичной симптоматики (неспособность к овладению грамотой), но и своевременно предусмотреть и предотвратить ее появление.

Поэтому особую значимость приобретает принцип предупредительного подхода именно к детям дошкольного возраста, когда своевременный прогноз отсроченных затруднений в усвоении грамоты диктует необходимость раннего выявления детей с выраженным недоразвитием речи, с одной стороны, и разработки адекватного коррекционного их обучения - с другой.

В связи с этим изучение специфических особенностей проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, разработка методов и содержания устранения речевых недостатков является актуальным для общей и специальной педагогики.

Cкачать монографию Филичевой Т.Б. полностью