НОВОСТИ

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для детей

Центр развития ребёнка Росток в 2017-2018 учебном году предлагает индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного и школьного возраста.

День защиты детей в центре развития ребенка «Росток»

1 июня – День защиты детей! Педагоги центра «Росток» приглашают вас отметить этот праздник вместе.

Л.А.Тишина,Т.А.Шайдова

Роль сукцессивных процессов в формировании навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время известно, что преобладающее большинство поступающих в школу детей с недоразвитием речи (ОНР), недостаточно владеет навыками связной монологической речи. У детей с ОНР отмечаются специфические особенности в усвоении компонентов языковой системы, которые затрудняют или делают практически невозможной способность четко и грамотно выражать свои мысли при построении связного высказывания.

Анализ психолингвистической и специальной литературы показал, что затруднения в овладении связной монологической речью у детей с системным недоразвитием речи возникают также, вследствие вторичных отклонений в развитии ведущих высших психических процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения и др.).

С целью определения роли сукцессивных процессов в формировании навыка пересказа у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В нем приняли участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР и нормальным речевым развитием.

Программа констатирующего эксперимента состояла из двух блоков заданий: задания I-го блока были направлены на определение уровня сформированности сукцессивных процессов (слухоречевая память, линейная память, воспроизведение временных последовательностей событий, установление последовательностей смены времен года, дней недели, удержание в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация); при выполнении заданий II-го блока определялась способность к самостоятельному пересказу и по серии сюжетных картин.

Результаты констатирующего эксперимента оценивались в количественно-качественном отношении. Анализ результатов проведённого исследования позволил определить, что:

во-первых, дети с недоразвитием речи испытывают большие трудности при запоминании слов в заданной линейной последовательности, им сложно не только запомнить и удержать в памяти полный объем (шесть слов), но и воспроизвести их именно в заданном линейном ряду, что свидетельствует о низком уровне слухоречевой памяти, а также о нарушениях операций запоминания, удержания в памяти и воспроизведения линейной последовательности;

во-вторых, дети с нарушениями речи затрудняются в установлении причинно-следственных связей, с большим трудом определяют последовательность событий, не могут разложить серию сюжетных картин в нужной последовательности в отличие от своих сверстников с нормальным речевым развитием;

в-третьих, у детей с недоразвитием речи отмечаются нарушения последовательности и планирования действий;

в-четвертых, у дошкольников с ОНР имеются выраженные затруднения в правильном повторении предложений, что свидетельствует о затруднениях удержания в памяти словесных следов, содержащих смысловую организацию, что объясняется сниженным объемом слухоречевой памяти и несформированностью пространственных представлений у детей данной категории;

в-пятых, дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения при воспроизведении пересказа с опорой на сюжетные картинки. Многие дети раскладывают серию сюжетных картинок в нужной последовательности, но продуцирование речевого высказывания остаётся нарушенным;

в-шестых, у дошкольников с ОНР имеются сложности при воспроизведении пересказа самостоятельно без наглядной опоры. Большинство детей испытывают сложности именно в самом начале пересказа. Это проявляется в затяжных паузах, отсутствии «пускового механизма».

Анализ индивидуальных ответов детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием позволил условно разделить дошкольников на три группы по уровню сформированности сукцессивных процессов:

В первую группу (низкий уровень) вошли дети, итоговый результат которых при выполнении всех заданий составил 30% и ниже. Дошкольники этой группы с большим трудом устанавливают причинно-следственные связи, испытывают трудности в определении последовательности событий, имеют грубые нарушения в последовательности и планировании действий. Имеют низкий уровень слухоречевой памяти, обладают низкой способностью удержать словесную инструкцию взрослого.

Во вторую группу (средний уровень) вошли докольники с результатами от 40 % до 60 %, у которых отмечены нарушения последовательности и планирования действий, что проявляется в усвоении временных единиц, нарушениях автоматизации речевых рядов, низкой способности удержания в памяти вербального материала.

К третьей группе (высокий уровень) отнесены дошкольники с самыми высокими показателями (от 70% до 100%), которые ориентируются на временную последовательность событий, способны устанавливать причинно-следственные связи. Объем слухоречевой памяти таких детей выше, чем у детей, отнесенных к другим группам. В целом эти дошкольники довольно успешно справились со всеми предложенными заданиями.

Анализ полученных результатов также позволил условно разделить ответы детей на три группы по степени сформированности навыка пересказа:

В первую группу (нулевая степень) вошли дети, итоговый результат которых при выполнении всех заданий составил 20 % и ниже. Дети этой группы не могут самостоятельно передать пересказ текста, им необходима помощь логопеда. Отмечаются сложности в передаче всех смысловых звеньев в нужной логической последовательности, значительные их сокращения, неспособность сохранения причинно-следственных связей между смысловыми звеньями текста. В пересказах детей прослеживаются аграмматизм, множественные вербальные парафазии.

Во вторую группу (достаточная степень) вошли дошкольники с результатами от 21 % до 49 %. В пересказах этих детей наблюдается незначительное сокращение смысловых звеньев, стереотипность оформления, присутствуют аграмматизм и множественные вербальные замены.

К третьей группе (хорошая степень) отнесены дошкольники с самыми высокими показателями (от 50 % до 60 %). Дети этой группы воспроизводят пересказ самостоятельно, передают практически все основные смысловые звенья в правильной последовательности, с сохранением между ними причинно-следственных связей, присутствуют единичные словесные замены близкие по смыслу.

Полученные данные свидетельствуют о прямой зависимости между степенью сформированности навыка пересказа и уровнем развития сукцессивных процессов, что доказывает актуальность нашего исследования.


Список литературы:

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2016. – 240 с.

2. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2013. – 548 с.

3. Дубровина Т.И. Формирование слухоречевой памяти в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Т.И. Дубровина. – М., 2011. – 25 с.

4. Лалаева Р.И. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 462 c.

5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – 223 с.

6. Тишина Л.А. Междисциплинарный подход к проблеме анализа текста у учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Спутник+, 2014. С. 183–196

7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография / Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 314 с.

8. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи / Т.А. Фотекова // Дефектология. – 1994. – № 2. – С. 14–18.