НОВОСТИ

Творческие занятия во вторую неделю июня

Рисование витражными красками и изготовление закладок для книг ждет детей в центре "РОСТОК"

Творческие занятия в первую неделю июня

Дети смогут попробовать свои силы в тестопластике и 3D-аппликации.

Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: материалы международной научной конференции.-СПб, ЛГУ, 2008.-С.336-338

Артемова Ева Эдуардовна

К вопросу изучения просодических нарушений у детей с отклонениями в развитии

В последнее время отмечается возросший интерес к проблеме коррекции нарушений речевого развития при раннем детском аутизме (РДА). Многие исследователи отмечают, что нарушения компонентов речи при РДА очень вариативны – в одних случаях это полное отсутствие речи (мутизм), в других – развернутая фразовая речь, характеризующаяся специфическими особенностями (автономность, стереотипность, фонографичность и т.п.). Вместе с тем, большое внимание при исследовании особенностей речи уделяется нарушениям просодики, поскольку просодика является одним из центральных компонентов речи, взаимодействуя с грамматикой, синтаксисом и семантикой (С.А. Морозов).

В современной лингвистике просодика рассматривается как совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих немаловажную роль для осуществления коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий может передать все разнообразие информации и свое эмоциональное состояние. В качестве ведущих характеристик просодики выделяют частоту основного тона, интенсивность (громкость) и длительность. Однако полноценное просодическое оформление речи невозможно без участия таких его компонентов, как: тембр, мелодика, пауза, ударение и др.

Просодика неразрывно связана с эмоциональной стороной речи. Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с РДА приводят к тому, что просодические нарушения с большим трудом поддаются коррекции, они продолжают сохраняться в речи, несмотря на развитие других ее компонентов. Указанные трудности просодического оформления относятся, чаще всего, только к произвольным высказываниям. Для большинства детей с РДА характерны фразы-штампы – речевые стереотипы разной степени сложности и развернутости, которые произносятся совершенно монотонно. Однако дети фонографически воспроизводят стихи, песни, фрагменты услышанных теле- и радиопередач и т.п.

Просодика, в частности, голосовые модуляции, играет важную роль в развитии семантической стороны речи: возможность понимать речь окружающих у детей с РДА если и сохраняется, то редко и очень ограниченно, чаще дети реагируют на интонацию, тембр голоса, выразительную мимику или жест.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что проблема развития просодической стороны речи у детей с РДА является актуальной. В этой области имеется много нерешенных вопросов. В настоящее время нет (и, наверное, не может быть) единых методических рекомендаций по организации логопедической помощи детям с РДА. Вариативность проявлений нарушений речевого развития не позволяет специалисту использовать общепринятые методы коррекционного воздействия и побуждает к разработке новых подходов в логопедической работе с такими детьми.

Известно, что при нарушенном речевом развитии ребенок проходит через те же этапы, что и в онтогенезе. В онтогенезе у детей появляются различные виды интонационной выразительности при общении со взрослым, на основе употребляемых взрослым интонаций. Появление в речевых звуках детей тех же видов интонаций, с которыми взрослые общались с ними, свидетельствует о наличии обратных речеслуховых связей в системе «взрослый - ребенок» при доминирующем значении взрослого. Именно в доречевом периоде развития ребенка происходит координация слуховых и речедвигательных образов, поэтому в это время дети наиболее восприимчивы не к содержательной, а к эмоциональной стороне речи.

Выразительность музыки во многом подобна выразительности речи. Через музыку можно дать ребенку понятие о силе и высоте голоса, о паузах, акцентах. Включение музыкальных упражнений в структуру логопедического занятия позволяет повысить мотивацию, интерес ребенка, воздействует на его эмоциональную сферу. По словам О.П. Радыновой «Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни».

Многие исследователи отмечают, что у детей с тяжелым нарушением речи часто наблюдаются аутистические черты поведения – боязнь всего нового, негативизм, агрессия, отказ от визуального контакта и т.п., и, зачастую, именно это обстоятельство существенно затрудняет процесс логопедического воздействия. Создание вокруг ребенка музыкальной (звучащей) среды позволяет сделать менее болезненным процесс привыкания к занятиям, к педагогу, к новой окружающей обстановке.

Таким образом, необходимо дальнейшее практическое изучение особенностей просодики как у детей с ранним детским аутизмом, так и у детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих аутистические проявления вторичного характера. Хочется подчеркнуть необходимость дальнейших исследований, направленных на более тщательное изучение эффективности использования музыкальной среды в коррекционно-логопедической работе.

На наш взгляд использование разнообразных музыкальных упражнений в работе с неговорящими детьми позволит обеспечить личностно ориентированный, дифференцированный подход к коррекции речевых и неречевых нарушений и существенно повысить эффективность коррекционной работы.