Тишина Л.А.

Формирование учебной лексики школьников с нарушениями речи на уроках природоведения

Монография.– М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 180 с.

Введение.

Одной из главных задач современного образовательного процесса является сознательное и прочное усвоение школьниками научных понятий, что служит основой интеллектуального развития учащихся.

Проблема обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором нарушены все компоненты языковой системы, являлась предметом изучения многих авторов (Ж.В. Антипова, Т.П. Бессонова, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, В.Н. Ерёмина, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Е.А. Чаладзе, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что важной задачей обучения является формирование полноценного восприятия учебного материала и умения работать с текстом (Т.А. Алтухова, Т.Г. Бершвили, Н.К. Венедиктова, С.А. Гончаренко, В.В. Давыдов, Л.П. Доблаев, Т.М. Дридзе, Т.Г. Егоров, Н.А. Кузнецова, А.Н. Леонтьев, Я.А. Микк, Е.А. Сорокоумова, Т.А. Соловьёва, В.В. Строганова, Д.Б. Эльконин, С.В. Яремчук и др.). В педагогике чтение рассматривается как основа овладения программным материалом и служит базисом в усвоении учащимися общеучебных умений и навыков, которые обеспечивают полноценный запас знаний, используемых человеком на протяжении всей жизни.

В ряде исследований (Г.В. Бабиной, В.К. Воробьёвой, Б.М. Гриншпуна, Г.И. Жаренковой, О.Б. Иншаковой, Н.П. Крыловой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.Н. Малофеева, А.К. Марковой, Н.В. Павловой, С.Н. Фалько, Л.Б. Халиловой, Н.А. Цыпиной, Г.В. Чиркиной, С.Г. Шевченко, А.В. Ястребовой, и др.) определена зависимость между уровнем состояния собственной речи ребёнка и объёмом понимания предлагаемого ему лексического материала. В то же время уровень развития речи не всегда определяет степень сформированности полноценной учебной деятельности, которая обуславливается умениями и навыками свободного и адекватного пользования средствами языка в процессе общения [34].

Известен факт, что учащиеся коррекционной школы V вида затрудняются в установлении причинных и временных связей, содержащихся в тексте, в выявлении главной мысли, не могут самостоятельно выделить, познать и усвоить заключённую в тексте новую для них информацию; недостаточно хорошо понимают простейшие образные выражения, цельные устойчивые словосочетания, а также многие общеупотребительные слова, которые обозначают понятия или явления, далёкие от самостоятельного практического опыта детей.

Недостаточный объём знаний об окружающем у детей с ОНР тормозит правильное и глубокое понимание ими читаемого материала, поскольку за содержанием прочитанного не возникает отчётливых образов и реальных представлений о предмете или явлении. Всё это позволяет говорить о том, что дети испытывают, прежде всего, трудности в понимании лексики текстов как художественных произведений, так и школьных учебников.

Учащиеся первых и вторых классов на уроках чтениях приобретают начальные навыки работы с текстами художественных произведений. На уроках русского языка и математики дети, безусловно, работают с текстом учебника, однако он представляет собой сборник тренировочных упражнений и содержит минимум текстовых сообщений, насыщенных специальной лексикой.

С наиболее сложными текстами, имеющими особую формально-семантическую структуру, и учебной лексикой учащиеся начальных классов встречаются в третьем классе на уроках природоведения, на которых формируются совершенно новые представления и понятия. Трудности в овладении лексикой природоведческого характера не позволяют создать на уроке активную речевую практику и не обеспечивают полноценное понимание учебного текста.

Система методических приёмов, коррекционных упражнений, направленных на совершенствование понимания учащимися с ОНР природоведческого материала, остаётся недостаточно разработанной как в теоретическом, так и в методическом плане. В связи с тем, что понимание текстовых сообщений во многом определяет успешность и качество обучения младших школьников, возникает проблема недостаточной направленности коррекционного обучения на усвоение значений слов, определяющих содержание учебных понятий. Использование традиционных приёмов обучения природоведению не способствует устранению пробелов в лексическом развитии учащихся с ОНР, поэтому дети не только не приобретают новые знания, но и часто не способны понять сути прочитанного.

Таким образом, поиск новых оптимальных путей совершенствования процесса обучения природоведению в условиях специальной (коррекционной) школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и недостаточная изученность данного вопроса определяют актуальность нашего монографического исследования.

Перед автором стояли следующие задачи:

  • bзучить типологию лексических ошибок, возникающих при осмыслении учебных текстов природоведческого характера, у младших школьников с ОНР в сравнении с детьми, не имеющими отклонений в речевом развитии;
  • разработать систему количественно-качественной оценки уровня овладения учебной лексикой учащимися общеобразовательных и специальных школ;
  • научно обосновать, разработать и апробировать методику коррекционной работы и определить педагогические условия, обеспечивающие овладение учебной лексикой учащимися в процессе изучения природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида;
  • определить эффективность предлагаемых методических разработок, способствующих овладению учебной лексикой и позволяющих усовершенствовать процесс понимания учебных текстов.

В представленной монографии автором:

  • впервые проанализирован полиморфный характер затруднений в усвоении программы по природоведению младшими школьниками с нарушениями речи;
  • установлено, что трудности усвоения программного материала по природоведению и формирование навыков работы с учебным текстом обусловлены как недоразвитием речи учащихся, несформированностью компонентов их учебной деятельности, так и другими причинами: отсутствием адаптированных текстов и самих специальных учебников;
  • на основе сочетанных нарушений учебной и речевой деятельности выделены четыре уровня (высокий, средний, недостаточный, низкий) усвоения программного материала учащимися с речевой патологией;
  • определён и описан опытно-экспериментальный путь проверки педагогических условий (использование специальных методов и разработка особых приёмов словарной работы; адаптация текстов учебников общеобразовательных школ; разработка методических пособий для учителей и самостоятельной работы учащихся), обеспечивающих качество понимания учебного текста природоведческого характера младшими школьниками с ОНР;
  • разработано и научно обосновано содержание дидактических приёмов, учитывающих уровень речевого развития и степень сформированности учебной деятельности, используемых учителем-логопедом в процессе обучения природоведению младших школьников с нарушениями речи.

Разработанная система коррекционной работы по формированию навыков понимания учебной лексики природоведческого характера, описанная в монографии, может быть использована в практике не только учителей-логопедов специальных школ, но и в работе учителей-предметников общеобразовательных школ при изучении предметов естественно-научного цикла.

Cкачать монографию Тишиной Л.А. полностью