НОВОСТИ

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для детей

Центр развития ребёнка Росток в 2017-2018 учебном году предлагает индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного и школьного возраста.

День защиты детей в центре развития ребенка «Росток»

1 июня – День защиты детей! Педагоги центра «Росток» приглашают вас отметить этот праздник вместе.

Артемова Е.Э.

Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями

Монография.– М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.

Монография посвящена изучению проблем формирования просодической стороны речи у дошкольников с различными речевыми нарушениями. В ней рассматриваются лингвистические и психо-физиологические аспекты формирования просодики при нормальном и нарушенном речевом развитии, приводится методика комплексного изучения просодических компонентов речи у дошкольников.

Предназначена для логопедов, дефектологов, студентов дефектологических факультетов.

Рецензенты:
профессор, д.п.н. Сокольникова Э.И.
профессор, к.п.н. Архипова Е.Ф.

Введение

Интонация, являясь неотъемлемой составляющей любого речевого высказывания, представляет собой совокупность просодических компонентов и выполняет коммуникативную функцию. Проблема формирования интонационной выразительности у детей с нарушением речевого развития имеет особое значение в аспекте коррекции речевых расстройств, поскольку нарушения просодических компонентов входят в структуру многих речевых дефектов.

Современный подход к преодолению недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста требует комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, которое реализуется, с одной стороны, в формировании всех нарушенных компонентов языковой системы, с другой – в восстановлении нормального функционирования артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата и развитии психологической базы речи.

Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова и др.).

Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). Актуальность этих исследований обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.

Нарушение мелодико-интонационного оформления входит в структуру многих речевых дефектов. Наиболее широко освещено в литературе состояние просодических компонентов при речевых расстройствах органического характера, таких как дизартрия (Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, И.И. Панченко, Н.В. Серебрякова и др.), ринолалия (Л.И. Вансовская, Т.Н. Воронцова, И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Г.В. Чиркина и др.) и заикание (Л.И. Белякова, Е.В. Оганесян, Н.А. Рычкова, В.И. Селиверстов и др.); встречаются отдельные указания на расстройство просодики при алалии (Т.В. Крюк, Н.Н. Трауготт). Однако, в доступной литературе не представлены систематизированные данные о том, как нарушается просодическое оформление речи при расстройствах, обозначенных в психолого-педагогической классификации как фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР).

В программах обучения дошкольников с ФФН (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) и ОНР (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) основное внимание уделяется развитию фонематических процессов, произносительной стороны речи, расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, слоговой структуры слова, развитию связной речи. Следует отметить, что не выделены разделы, посвященные формированию просодического оформления речевого высказывания.

По мнению Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и др. необходимым условием полноценного речевого развития является воспитание слухового самоконтроля на базе развитого речевого слуха. Однако необходимо отметить, что вопрос использования слухового самоконтроля при обучении дошкольников с нарушением речи остается недостаточно разработанным в теории и практике логопедии.

Мелодико-интонационное оформление речевого потока возможно при условии нормального состояния акустических компонентов голоса. Многие исследователи указывают, что голосовой аппарат у детей отличается чрезвычайной неустойчивостью к воздействию различных неблагоприятных факторов (Ю.С. Василенко, Д.К. Вильсон, Т.И. Гаращенко, В.Г. Ермолаев, Е.С. Уланов и др.), что отрицательно сказывается на состоянии гортани и приводит к возникновению дисфоний и афоний. В специальной литературе недостаточно освещены акустические характеристики голоса дошкольников, в связи со сложностью проведения объективного исследования.

Исходя из вышеизложенного, наше монографическое исследование посвящено актуальной проблеме разработки комплексных программ изучения и коррекции состояния просодических компонентов речи, в том числе с учетом уровня сформированности слухового самоконтроля; отбора и систематизации методов обследования, позволяющих проводить объективную оценку нарушения просодики у дошкольников с речевой патологией.

В монографии дано описание методики качественно-количественной оценки сформированности акустических характеристик голоса и слухового самоконтроля у дошкольников с нарушением речи; охарактеризованы особенности просодических компонентов речи и уровни сформированности слухового самоконтроля у дошкольников с речевыми нарушениями; выявлена взаимосвязь между степенью сформированности мелодико-интонационной стороны речи и уровнем развития слухового самоконтроля; научно обоснована, разработана и описана комплексная дифференцированная система коррекционного воздействия, направленного на нормализацию состояния просодических компонентов у детей с речевой патологией, учитывающего уровень слухового самоконтроля; проиллюстрировано внедрение и дана оценка эффективности разработанной коррекционно-логопедической методики.

Глава I. Анатомо-физиологические механизмы формирования и развития мелодико-интонационной стороны речи

Глава II. Изучение особенностей просодической стороны речи и сформированности слухового самоконтроля у дошкольников

Глава III. Логопедическая работа по формированию и развитию просодического оформления речи у дошкольников с речевыми нарушениями